Основные психологические теории аутизма. Часть 2
В первой части я рассказал про теорию дефицита психического. Существуют несколько других психологических теорий аутизма, получивших широкое распространение.
Теория нарушения исполнительной функции. Исполнительная функция (executive function) - это функция мозга, включающая в себя такие процессы, как постановку целей, планирование, контроль за выполнением нужных действий, ведущих к результату, и возврат к плану в случае отклонения от цели. Это далеко не все процессы, но суть этой функции мозга - в целенаправленном поведении, которое задействует внимание, память и требует контроля. В принципе, любая задача, которая не стала полностью автоматизированной и требует сознательных усилий и состоит из последовательности действий, задействует исполнительную функцию.
Исследования показывают, что нарушения исполнительной функции свойственны нейроотличным детям, например с СДВГ. Дети с аутизмом также показывают гораздо худшие результаты нейропсихологических тестов на исполнительную функцию по сравнению с нейротипичными детьми. В отличие от тестов на "теорию психического", тесты на исполнительную функцию могут минимально задействовать речь, как например тест "Башня Лондона", в котором испытуемому предлагается переместить шарики в соответствии с образцом за наименьшее количество ходов.
![]() |
Tower of London |
Если формулировать максимально кратко, то при аутизме наблюдается сложности с планированием и когнитивной гибкостью (легкостью переключения), но в меньшей степени с торможением, то есть способностью остановить импульс или автоматическую реакцию. Как раз способность останавливать импульс больше страдает при СДВГ.Как способность выполнять тесты соотносится с реальной жизнью? Это сложный вопрос, который недостаточно исследован. Позволю себе поделиться личным опытом работы со взрослыми нейроотличными клиентами. Действительно, начать новое действие для нейроотличного человека может быть очень сложно, если оно не стало в значительной мере автоматизированным или если человек перегружен ощущениями и стимулами. Такие "простые" действия, как встать утром с кровати, пойти в душ, написать письмо, приготовить еду (особенно если нет рутинного привычного меню), выйти из дома - могут становиться невероятно сложными и часто откладываться. Прокрастинация может затрагивать как бытовые задачи, так и рабочие. При этом люди часто ругают себя за "лень" и "неспособность собраться". В длительной перспективе нейроотличные люди могут застревать в каком-то аспекте жизни на несколько лет.
"Иногда я просто сижу и ничего не делаю, когда мне действительно хочется читать книгу, которая лежит прямо передо мной, но меня там нет. И это может продолжаться часто, пока не произойдет какое-то внешнее вмешательство, которое обычно происходит, когда мой партнер проходит мимо двери, и я думаю: «О, мне пора двигаться»– Лиза"
"Как будто я застряла посреди моря, и больше ничего не существует. Нет ни прошлого, ни настоящего, нечего делать и нет выхода, кроме как через внешнее вмешательство. – Маргарет"
Исследователи даже предлагают термин "аутистическая инертность" для обозначения таких сложностей у аутичных людей. Как правило, такая инертность в меньшей степени связана с эмоциями (например, с тревогой) или с мотивацией, то есть с факторами, которые обычно используются для объяснения проблемы прокрастинации. Аутичные люди могут не испытывать тревогу или даже ожидать удовольствия от выполнения приятных действий, но все равно не приступать к ним. Вполне возможно, что нарушения исполнительных функций играют здесь важную роль. Так или иначе, авторы исследования приходят к следующему выводу:
"Участники почти повсеместно обнаружили, что обычные средства организации и запоминания, такие как будильники, списки, напоминания и календари, редко помогают; гораздо более полезной была практическая помощь. [...] Наличие другого человека, предоставляющего всю необходимую информацию или начинающего выполнение задачи, снижало порог инициации, тем самым облегчая действие. [...] Подсказка от другого человека в их присутствии была наиболее полезным вмешательством. Даже если кто-то работал рядом, не взаимодействуя с ними, это часто помогало.[...] Участникам также было легче делать что-либо, когда другой человек зависит или рассчитывает на них, даже на расстоянии, и труднее всего делать что-то только для себя."
Нейроотличные люди часто используют систему бадди - людей способных подсказать первый шаг, или просто побыть рядом во время выполнения задач, которые сложно начать.