"Случаи" Милтона Эриксона, №3

Вот совсем "простой" случай. Я его узнал от Билла О'Хенлона, но думаю, что это известная история.

Эриксон вел обучающий семинар в Сан-Франциско. Один из учеников Эриксона, детский психиатр, договорился с ним, что приведет своего клиента для клинической демонстрации, так как у него в работе с ним не было прогресса. Клиентом был "трудный" подросток с "отклоняющимся поведением".
Психиатр надеялся, что с помощью гипноза Эриксон сможет помочь подростку. Когда парень сел перед ним и участниками семинара, Эриксон сказал, что психиатр описал ему все те неприятности, в которые он попадал. После этого Эриксон посмотрел на мальчика и сказал: "Я действительно не знаю, как ты собираешься изменить свое поведение". Потом он поблагодарил его за то, что он пришел и клиент вместе с психиатром ушли. Психиатр долго раздумывал над тем что произошло и решил, что, видимо, Эриксон по каким-то причинам решил не работать с мальчиком.
Однако в течении ближайших месяцев он отметил значительные изменения в ситуации клиента, которые были вызваны действиями самого мальчика. Тогда он понял, что Эриксон все таки работал в тот день - он предположил, что подросток изменит свое поведение, но оставил выбор, как именно это сделать, за самим клиентом.

Для меня этот случай высвечивает не столько гениальность Эриксона, (который, кстати, вообще не считал себя краткосрочным терапевтом, со многими пациентами он работал годами), сколько хорошо известный факт, что основные изменения связаны к клиентом, а не с терапевтом. "Клиентские" факторы объясняют до 87 % изменений в ходе психотерапии.

Комментарии