Великие вещи из ничего

Самый известный гипнотерапевт 20 века Милтон Эриксон любил повторять: "Жизнь создана для любителей". Я часто мысленно возвращаюсь к этой фразе, когда замечаю в себе или в клиентах усердное желание сделать что-то идеальным образом или произвести значимый результат.

Желания - штука сама по себе волшебная. Точнее говоря, волшебный момент - это момент перехода желания в действие. Клиенты могут описывать такие моменты словами "Ну, я просто знал(а), что мне это нужно.." или "я был(а) уверен(а), что это правильно для меня" или "Это была единственная вещь, делая которую, я чувстовал(а) себя свободным/живым/счастливым/..." или мой личный вариант "Хорошо, я не могу делать это сейчас, но я абсолютно уверен, что буду этим заниматься в будущем".

Сложности часто начинаются, когда человек находится под влиянием идеи, как он должен реализовать желания, или какой должен быть результат - большой, красивый, безошибочный и заметный, а также заслуживающий всеобщего одобрения. Чаще всего психологи говорят о перфекционизме как корне всех бед - он является фактором риска для депрессии и приводит к прокрастинации. 

Однако все не так просто. Проблема не в том, что у человека "есть" перфекционизм, а в том что человек не использует гибкие стратегии использования перфекционизма, т.е. плохо различает между ситуациями, где перфекционизм уместен или даже необходим и теми, где он будет мешать реализовывать намерения. В конце концов, существует масса ситуаций, где лучше реализовывать стратегии, связанные с перфекцинизмом. 

Для меня вопрос не в том, чтобы переделывать личность клиента, а в том, чтобы развивать навыки различения и гибкого использования стратегий реализации своих желаний. Это - гораздо более конкретная и легкая задача, чем избавление от перфекционизма.

Возвращаясь к перфекционизму, я хочу привести отрывок из интервью израильского хореографа Охада Нахарина: "Дело в том, что с годами мы приходим к тому, что мы можем быть очень далеки от совершенства и в то же время создавать изумительные вещи. Идея совершенства вообще-то умерщвляет и оглушает нас. Меня интересует создание новых точек зрения и помощь танцовщикам в том, чтобы их танец стал возвышенным. Консерватизм и обыденность сосуществуют с совершенством. Но гораздо интересней оставаться далеко от совершенства, и даже иметь физические ограничения, и  в то же время создавать великие моменты [...] мастерство почти всегда следует законам и правилам, которые уже были созданы раньше. Мастерство дает ответы на те вопросы, которые мы уже знаем. Но быть великим означает раздвигать границы и творить - и это приводит к изменениям".




Ник Кейв в фильме 20000 дней на Земле произносит интересный и очень важный для меня монолог:
"Все наши дни сочтены. Мы не можем позволить себе бездействие. Действовать, исходя из плохой идеи, лучше, чем не действовать вовсе. Потому что ценность идеи не проявится, пока ты ее не реализуешь. Порой эта идея может быть чем-то мельчайшим; маленьким огоньком, который ты закрываешь всем телом и прячешь в своих руках, молясь, чтобы его не затушил бушующий вокруг тебя шторм. Если вы продержитесь с этим огоньком, великие вещи могут быть построены вокруг него - огромные, мощные и изменяющие мир. И все это содержится в самых мельчайших идеях."

Думаю, что Ник Кейв знает о чем говорит - его альбом Murder Ballads, принесший артисту наибольшую известность и успех, начинался с единственного текста безумной песни про убийства в баре - больше у Кейва на тот момент ничего не было, и Бликса Баргельд уговорил его все же сделать альбом.


Однако все эти цитаты - вовсе не призыв к творчеству, а скорее напоминание что только в действии мы можем понять себя и перехитрить смерть. И это действие может изначально казаться бесмысленным, недосточно точным, недостаточно красивым и даже ошибочным.

Комментарии