Психотерапия - это больно?

Я часто сталкиваюсь с ожиданием со стороны клиентов, что процесс психотерапии должен быть болезненным, чтобы принести пользу. Чаще всего такие ожидания связаны с тем, что в процессе терапии они узнают или увидят что-то неприятное, какую-то правду о свой жизни.
Радикальной версией таких представлений является идея о том, что если человек плачет на сеансах - это значит, что затронута какая-то важная тема, и происходящее будет скорее всего полезно для клиента.

Такие представления имеют самые разные источники. На мой взгляд, идея про слезы, - это наследие калифорнийской волны  движения за развитие потенциала человека 1960-х и групп встреч (encounter). В России эти идеи чаще всего транслируются в рамках обучения гештальт-терапии и других гуманистических подходов в психотерапии. Поскольку обучение проходит в группах, то критерии успешности и "правильности" психотерапии берутся прямиком из американских 60-х,  годов расцвета Эзалена. И, действительно, как тренерам понять, важное что-то происходит или нет? Легче всего - через слезы. Не спрашивать же каждый раз у клиента - "Было ли это полезно для тебя?" (извините за сарказм). Так эти идеи могут проникать в индивидуальную терапию, например, через опыт участия клиента в различных группах и тренингах.

Если копнуть глубже, то идея о болезненном процессе психотерапии связана с пониманием психотерапии как процессе установления связей, ассоциативных связей между различными событиями и переживаниями/мотивами.  Конечно, здесь виден вклад психоанализа. Влиятельный британский психоаналитик Уилфред Бион сказал об этом так: "В ситуации анализа аналитик пытается сделать сознательными, вывести на уровень осознания вещи, которые пациент часто пытался всю жизнь сделать неосознанными. В комнате два человека, они встречаются в одно и тоже время в одном и том же месте, но они думают в разных направлениях." Бион уделял большое внимание понятию истины и считал поиск истины задачей аналитика, а её избегание - процессом, лежащим в основе психических расстройств. Задача психоанализа  согласно Биону - это помочь пациенту выносить психическую боль.

Другое понимание боли в психотерапии формулировал известный норвежский семейный терапевт Том Андерсен. Он был учеником известного физио- и психотерапевта Адель Бюлов-Хансен. Она заметила, что тела пациентов, испытывающих стресс и напряжение, укорачиваются и стремятся вернуться в позу "эмбриона". При этом ограничивается дыхание. Если она начинала массировать и вытягивать мышцы пациента, то, испытывая определенный уровень боли, они могли начать распрямляться и делать более глубокие вдохи, и затем более полные выдохи, что приводило к расслаблению. Но если она делала пациенту слишком больно, то он закрывался еще больше. Андерсен использовал этот принцип в разговорной терапии. Он полагал, что если вопросы, которые задает психотерапевт, слишком привычны для клиента и не являются чем-то новым, то изменений не будет. Если терапевт задает вопросы, которые являются достаточно необычными, то клиент может может начать глубже дышать и мышцы могут начать разгибаться. Но если терапевт задает слишком необычные вопросы или двигается в слишком быстром темпе, то эмоциональные переживания, вызывающие боль, могут остановить процесс изменений, так как клиент "закрывается" и в телесном и в психологическом смысле. Этот принцип предполагает, что некоторый уровень боли необходим для изменений. На меня эти идеи повлияли в свое время.

Однако был человек в истории психотерапии, который использовал несколько разных принципов. Это Милтон Эриксон. Одной из стратегий, которую он задействовал достаточно часто в работе с клиентами, была стратегия отвлечения. Он мог начать говорить с пациентом о чем-то совершенно не связанном с проблемой, или буквально отлечь внимание от проблемы - и эти способы оказывались очень эффективны. Он использовал его достаточно часто в работе с болью - к нему, как к гипнотерапевту, часто обращались для облегчения болевых синдромов. И действительно, если подумать, то отвлечение - это старый народный способ облегчения боли. Если маленький ребенок прибежит к вам с порезом, ожогом или ушибом, то вы же не станете просить его как можно подробней описать эту боль в деталях, или признать эту боль или установить ассоциативные связи [хотя все это в определенных случаях также может быть вполне терапевтичным]. Часто первая реакция родителей - это переключить на что-то внимание ребенка. 

Интересно, что отвлечение - это очень старый психиатрический принцип, активно использовавшийся в  эпоху до психоанализа.  Так, М. Фуко, исследовавший историю психиатрии, обнаруживает этот принцип во французской психиатрии 19 века: "...чтобы исцелиться, безумец ни в коем случае не должен думать о своей болезни. Надо стараться, чтобы мысли о своем безумии не приходили ему в голову, чтобы оно было, насколько это возможно исключено из его дискурса и не открывалось взглядом очевидцев. Спрятать свое безумие, не говорить о нем, вытеснить его из головы, думать о другом: таков принцип не-ассоциации, или, если угодно, принцип диссоциации" (Фуко, Психиатрическая власть: Курс лекций..). Если вам не нравится слово безумие в тексте Фуко, попробуйте заменить его на "страдание". Это будет соответствовать многократно возросшему уровню влияния психотерапии в современной культуре, не ограничивающегося вопросами душевного здоровья.

В свое время я написал статью о принципе отвлечения в психотерапии. Интересно, что тогда я совсем мало знал об Эриксоне и не прочитал лекции Фуко. В то время я действительно замечал что многие клиенты говорили, что отвлекаться от проблемы - это действенный и полезный способ. Я написал статью, когда у меня умирал отец от рака. И я хорошо помню день, когда я проснулся и был отвлечен чем-то очень приятным. И это приятное ощущение, несовместимое с текущим состоянием дел было абсолютно реальным и подлинным - я знал всем телом, что я не обманываю себя. Эти ощущения толкнули меня на написание статьи. 

Позже я многое узнал и многому научился в области краткосрочной терапии и гипноза. И иногда я вижу, что клиенты имеют настолько детальное представление о своей проблеме и могут очень хорошо ее исследовать - и им не становится от этого лучше. Другое дело, что сложившаяся традиция в психотерапии обязывает терапевтов искать "истину" больше, чем что-либо еще. Но есть и другая традиция, заключающаяся в поиске решений. Эта традиция краткосрочной терапии. И решения могут быть сконструированы множеством способов, иногда через отвлечение от проблемы, иногда через что-то еще.  Возвращаясь к вопросу о боли - как понять, будет ли психотерапия болезненной? Я бы ответил так:  только если вы на 100% верите, что это необходимо для исцеления или решения проблемы. Некоторые клиенты напрягаются, когда видят бумажные платочки в кабинете, другие напрягаются, когда их не видят.

Комментарии