Из чего сделана психотерапия...

Вот интересная история, которой я давно хотел поделиться. В 2000-х, для исследования эффективности когнитивно-поведенческой терапии психической травмы нужна была контрольная группа пациентов и некая форма терапии, в которой бы отсутствовали специфические составляющие когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) травмы. Нельзя сравнивать схожие виды терапии, иначе мы не получим значимого результата. В этих целях была сконструировано т.н. "поддерживающее консультирование", которое включало создание эмпатических отношений с клиентом, обсуждение текущих затруднений в жизни клиента, но исключало обсуждение самой ситуации травмы в любом виде  и  работу с мыслями клиента, закрепляющими последствия травмы и мешающими ему жить полной жизнью - ключевые компоненты КПТ травмы. 

Естественно, такое "поддерживающее консультирование" оказалось менее эффективным, чем КПТ. Для экономии времени и некоторой стандартизации будущих исследований, было выпущено руководство по такому виду "поддерживающего консультирования", а потом оно получило новое название - терапия, центрированная на настоящем моменте (present-centered therapy). 

Далее произошло странное. Внезапно в новом исследовании появились результаты, показывающие, что новый метод мало отличается по эффективности от "старого" КПТ. Как же так? "Ключевые ингредиенты" отсутствуют, а эффект сравним с хорошо проверенным методом! Очевидно, что общие факторы психотерапии, в случае, если они объединяются в некий более-менее четкий лечебный ритуал, оказываются столь же эффективны, как  строго выверенные теоретически-обоснованные более сложные системы психотерапии. 

В целом, результаты исследований по терапии, центрированной на настоящем для психической травмы, весьма убедительны. В большинстве исследований она была  настолько же эффективна, как и устоявшиеся и признанные evidence-based методы (Frost, Laska, Wampold, 2014). Интересным отличием является тот факт, что клиенты реже прерывают такой тип лечения до его окончания: процент выпадений в среднем в два раза меньше, чем в "классических" методах.

Так обязательно ли говорить или с клиентами о травмирующих событиях? Ответа даже на такой простой вопрос пока нет. Но есть другой ответ - клиентам всегда нужна поддержка и эмпатия терапевта, а также наличие у терапевта некой  общей структуры/плана, в рамках которой он ведет беседу. 

Комментарии