"Случаи" Милтона Эриксона, №2

Этот случай взят из книги Дж. Хейли " О Милтоне Эриксоне", глава "Вспоминая Эриксона. Беседа Джея Хейли и Джона Уикленда (1985)"


X.: Знаешь, был один очень характерный для Эриксона случай. Когда он работал в больнице — то ли в Элоизе, то ли где-то еще — к ним поступила буйная больная. Она заявила: "Сначала я буду кричать, а потом переломаю пару костей!" Она начала кричать, затем остановилась и повторила: "Я буду кричать, а затем переломаю пару костей!" Там было шесть медбратьев, но они боялись к ней подступиться. Они позвали Эриксона, он пришел, а она продолжала вопить: "Лучше не трогайте меня, доктор. Я буду кричать и ломать кости!" И он сказал: "Я до вас не дотронусь. Я хочу, чтобы вы продолжали кричать". Она продолжила орать, и тогда он взял шприц...

У.: Нет, до этого был еще один шаг. Он сказал: "Ладно, пожалуй, кричать — это ваша работа. Я не собираюсь к вам прикасаться, но вы согласны, если я тоже буду делать свою работу?" Она ответила: "Если не будете прикасаться ко мне, делайте себе на здоровье свою работу". Он получил разрешение.

X.: Он взял шприц и, когда она в крике широко раскрыла рот, брызнул ей в рот из него, и она проглотила лекарство. Тогда она перестала кричать и спросила: "Это что было, снотворное?" И он ответил: "Да. Но я ведь не прикасался к тебе, правда?" И она сказала: "Не прикасался". И еще добавила: "Наконец-то появился доктор, который знает свое дело".


Небольшой комментарий: Интересно, что Хейли и Уикленд выделили, как им казалось "главное" из работы Эриксона и положили его в основу своих подходов, соответственно стратегического и краткосрочного. Однако работа Эриксона была настолько многогранна, что в итоге мы имеем множество его учеников, каждый из которых претендует на наиболее полное описание и понимание работы Эриксона. Мне какое-то время назад казалось, что понимание Хейли было "примитивным", а понимание, например, О'Хенлона, "правильным". Сейчас я думаю, что Эриксон каждый раз делал очень разные вещи. Вот еще интересная цитата из этой же беседы:

Хейли: Мне кажется, он [Эриксон] не был уверен, стоит ли вообще произносить простые утверждения или теоретические обоснования, потому что они слишком упрощают реальность. Случай из практики был метафорой; он содержал в себе все идеи, о которых он хотел нам поведать. Любое сокращение реального случая до теоретического описания было бы насилием над его сложностью.