Ты можешь изменить мир

Немножко в сторону от терапии. В конце концов, это далеко не самое важное в жизни. В августе у меня получилось на пару дней съездить на довольно интересное культурное мероприятие - живое выступление группы Massive Attack в Германии. Но это было очень необычное выступление. Во-первых, это был не концерт, а документальный фильм Адама Кертиса, к которому группа живьем играла музыкальное сопровождение. Во-вторых, это был единственное выступление группы в Германии в 2013 и оно было в Дуйсбурге.

Дуйсбург - это самое ужасное место в Германии. Так написали в комментариях к сообщению о концерте в социальных сетях. И, отчасти, это правда. Центр тяжелой промышленности в Германии, город на Рейне, который был почти полностью разбомблен во время Второй Мировой. Начиная с середины девяностых большая часть заводов и производств полностью закрывается, потенциально создавая еще более депрессивную во всех смыслах (в том числе экономическом) обстановку. Но на месте шахт, газометров и сталелитейных заводов вокруг Дуйсбурга постепенно создаются музеи и индустриальные парки. То есть промзона превращается в культурную зону.

В-третьих, это место, где я жил в в 1991-1992 и даже ходил в школу. И я могу сказать, что город за 20 лет изменился. Да, он по прежнему производит тяжелое впечатление на неподготовленного человека. Но в нем есть места силы. Индустриальный парк - пожалуй, одно из моих любимых мест в Европе. А еще там есть прекрасный музей кино, который показывает хорошие фильмы. А при музее кино очень хорошее кафе. Должен признаться, что мне Дуйсбург нравится. Видимо, это что-то травматическое, из детства ))).

Так вот, это представление Massive attack происходило в рамках триеннале современного искусства, которое проходит в области Рур, где располагается Дуйсбург. Надо сказать, что триеннале в этом году выдало довольно мощный состав художников и исполнителей. Мне удалось кроме концерта побывать на двух выставках, и это было хорошо. Сам концерт проходил как раз в индустриальном парке, в здании огромного ангара.

Ну и собственно, само представление. Адам Кертис - это известный британский документалист, основная тема творчества которого - власть в современном мире. Вообще он очень крутой, кто хорошо читает на английском, рекомендую его блог на BBC. Он неплохо деконструирует отношения и превращения власти в современном мире.

Фильм, который озвучивает Massive attack, по словам Кертиса, является "музыкальным представлением о власти иллюзий и иллюзии власти". Действительно, власть - центральная тема, но но, наверное, каждый смог бы найти какие-то важные для себя смыслы. Фильм и музыка работают на пересечении множества контекстов и смыслов. Так, помимо глобального сюжета о биполярном мире с самого начала появляется линия про отдельный личностей, сопротивляющихся нормам и отношениям власти. Это Егор Летов и Паулин Боти, английская художница. Интересно, что летовская песня "Все идет по плану" становится музыкальным и смысловым лейтмотивом. Современные формы власти основаны на контроле и предсказуемости, поэтому так важны прогнозы и профилактика - для сведения к минимуму рисков появления чего-то нового и непредсказуемого, а значит опасного. Но в системе всегда будут люди и события, которые подрывают предсказуемость и нарушают планирование.


Я думал про то что может являться критерием успеха в современном мире - успеха для творческого человека. Так вот, это на мой взгляд, хороший пример - когда одна из ведущих групп современности перепевает песню автора и вписывает ее в новый, более широкий контекст. Что это, как не успех?


Интересная штука заключается и в том, что, согласно Кертису, вся современная культура (и в частности музыка) основана на воспроизведении и оживлении "призраков", что делает невозможным какое-либо развитие или движение вперед ("Если тебе нравится вчерашний день, то мы дадим тебе столько вчера, что у тебя не будет завтра"). В фильме метафорой такого положения вещей становится чернобыльский саркофаг, а сама трагедия описана как конец иллюзий о светлом технологическом будущем во всем мире.

Основное послание фильма - "You can change the world", ты можешь изменить мир, несмотря на все микрооперации власти, заставляющие нас подчинятся диктату предсказуемости, повторения и (само)контроля.

Ощущение после представления было очень интенсивным и в чем-то тяжелым, на выходе в свете огромных прожекторов стояли люди с собаками, которые громко лаяли на покидающих помещение зрителей - я не знаю, было ли это частью представления, но это точно впечатлило меня. Позже, вернувшись в Дуйсбург, на одной из площадей которого проходил еще один музыкальный фестиваль, и где публика уже почти полностью разошлась, я заметил, как над площадью завис вертолет, наблюдая за перемещением групп людей. Сложно было понять, закончился ли фильм.

Когда я вернулся в Москву, я записался наблюдателем на выборы. И, хотя несколько моих друзей еще раньше имели такой опыт и я подумывал об этом, только фильм/выступление Massive attack привели меня к этому действию. Но это уже другая тема.