О детях и родителях
Я очень давно хотел написать пост о том, как влияет на меня работа с родителями детей и подростков - последние 2 года я много работал с ними - в центре "Перекресток" и в рамках частной практики. Но чем больше я думал о том, что я хочу написать, тем меньше у меня становилось уверенности и в самом содержании и в необходимости такого поста.
Все же попробую как-то выразить разрозненные мысли. Работа с родителями точно на меня влияет определенным образом. И это влияние связано и с тем, как я чувствую и веду себя как родитель.
В целом родители стараются сделать как лучше и делают многое для того, чтобы ребенку было хорошо. Даже то, что может быть обозначено как физическое насилие, имеет за собой чаще всего какие-то позитивные намерения.
Дети более устойчивы, чем взрослые. Они более адаптивны, более творчески решают проблемы и лучше могут сопротивляться стрессу. Когда я выслушиваю истории про конфликты детей (особенно подростков) и родителей, я часто размышляю над тем, что эти конфликты разрушительней для родителя, чем для ребенка, особенно если у него мало социальной поддержки. У подростка множество способов ускользнуть от проблемы или от чего-то, что мешает ему. У родителя такой возможности очень часто нет. И это ужасно грустно. Грусть - основное чувство для меня в работе с семьями, где есть мощный конфликт между родителем и ребенком.
Я пытался понять, почему именно грусть, а не злость или что-то еще. Думаю, что для меня это связано с неравенством - мой ребенок не равен мне. Помню, когда сын был в младенческом возрасте, я это очень четко ощутил и сначала очень сильно разозлился, а потом, когда принял этот факт, стал скорее грустить, когда это неравенство бросается в глаза. Когда я говорю про неравенство, я имею в виду очень простые вещи - я не могу обращаться с ним как со взрослым. Возможно, именно так и возникает родительская позиция.
Родители очень часто испытывают вину за какое-то действие или бездействие по отношению к ребенку. Думаю, что отдельные действия вредят ребенку гораздо меньше, чем последовательные продолжающиеся, но все это не так уж важно, потому что жизнь устроена сложнее, чем причина и следствие. Симптомы ребенка не могут быть связаны с действиями взрослого как причина и следствие. Кажется, что я оправдываю взрослых и возможное насилие? Думаю, что нет.
У этого есть и обратная сторона. Дело в том, что даже если все условия соблюдены и как родитель вы сделали все возможное для того чтобы обезопасить своего ребенка и помогать ему развиваться, НИКАКИХ ГАРАНТИЙ НЕ СУЩЕСТВУЕТ. У него может развиться зависимость от наркотиков или психическое расстройство, что угодно может произойти в силу множества факторов и причин. В этом мире происходят страшные вещи и иногда искать их причины бессмысленно и бесполезно. Конечно, есть защитные факторы и все знают, как надо "правильно" воспитывать детей и чего делать не следует. Но никто не застрахован ни от чего, это важно понимать.
Поэтому я - на стороне родителей по умолчанию. Для меня родительство - самый трудный вид деятельности. Часто в социальных сетях люди жалуются на то, какие сцены они наблюдают в отношении детей на детских площадках, в общественных местах, как родители или взрослые издеваются над детьми, унижают их, травмируют и калечат психику ребенка. Мне кажется, здесь мы защищаем себя больше чем ребенка. Мне тоже неприятно такое видеть, признаюсь честно. Меня это травмирует. Но что происходит с ребенком в это момент и как это повлияет на его будущее - я не знаю. И не берусь предположить. Потому что нет всей картинки. И потому что в моей картине мира действие А не всегда приводит к Б, все немножко посложнее устроено. При этом я считаю, что насилие - это плохо. Мне бы хотелось, чтобы его не было, ни физического, ни психологического. И я знаю, что это невозможно в полной мере.
Если уж скатываться в плоскость причины и следствия, то думаю, что родительское чувство вины гораздо более опасно для детей, чем разовые или неоднократные "ошибки" родителей. Из-за вины люди склонны совершать странные поступки в течении очень длительного времени.
Возвращаясь к теме грусти - у родителя много несвободы и много ответственности. Что происходит в подростковом возрасте с родителем я не знаю на своем опыте, но истории, которые я часто слышу на консультациях, достаточно грустные - это истории о невозможности помочь, повлиять, истории бессилия и беспомощности в отношении своих детей. Это истории, если мы говорим о подростках, о несбывшихся надеждах - причем надежд не каких-то грандиозных, а самых простых. Как это влияет на меня?
Ну, во-первых, это сильно сбивает планку моих ожиданий. Я не знаю, что будет выбирать мой сын и как он будет себя вести в будущем, но надеяться на то, что его выбор всегда будет разумным по меньшей мере неразумно. Никаких гарантий. Но при этом я стараюсь сделать то, что мне кажется важным. Что-то объяснить ему, чему-то научить. Чего-то не делать в его отношении.
Во-вторых, я думаю, что важно все время сохранять творчество в воспитании своего ребенка (правда, мне легко это делать, потому что все же гораздо больше времени с ним проводит моя жена). Все время менять свои способы влияния и воспитания, пробовать что-то новое, ведь дети постоянно меняются, развиваются. Так меньше шансов вместе увязнуть в какой-то проблеме. Впрочем, наверняка, позже это может стать новой сложностью - ведь "ребенку нужно постоянство"! Так что это не может быть надежной рекомендацией. В общем, я не знаю ничего наверняка и от этого тоже грустно.
В третьих, банально, я думаю, что вдвоем гораздо легче растить и воспитывать ребенка чем одному - см. предыдущий пункт. Два человека могут придумывать больше вариантов решения проблемы, они могут поддержать друг друга и дать отдохнуть друг другу.