Деконструкция в действии
А вот что происходило на последней нашей антивизорской группе. Возник вопрос о различиях между разными видами психологической практики: консультирование и психотерапия и тренинги, о критериях и степени значимости и "престижности". В обсуждении выявилось, что мы опираемся на разные критерии различения консультирования/психотерапии и тренингов/групповой психотерапии. И эти критерии зависят от контекста нашей практики.
В частности возникла идея, что значимость разных видов практики разная для клиентов и для коллег: в сообществе есть представления о том, какие виды работы более "ценны", но они скорее всего расходятся с потенциальной и реальной пользой для клиента. Достаточно спонтанно мы решили сделать следующее упражнение: вместо того, чтобы примеривать на себя и свою работу такие внешние категории как "консультирование" или "терапия", мы решили составить список разных глаголов, которые ассоциируются у каждого со своей работой. Идея была в том, чтобы перечислить разные виды активности и действий, которые несут личный смысл для каждого, ведь каждая такое действие или активность связано с вполне конкретным намерением, которые мы реализуем в работе. Я уверен, что данное упражнение может нести другие смыслы, и может оказаться кому-то полезным. Если бы нас было больше, мы бы наверное легко довели этот список до 100 пунктов, но у нас навскидку набрались следующие пункты:
- защищать
- исследовать
- ориентироваться
- изменять
- поддерживать
- ценить
- признавать
- влиять
- слушать
- информировать
- давать обратную связь
- спрашивать
- собирать (в единую картину)
- анализировать
- интерпретировать
- предлагать
- помогать
- сочувствовать
- учиться
- учить
- хвалить
- воодушевлять
- контролировать
- осознавать
- искать
- называть
- структурировать
Дальше мы попробовали наполнить этими действиями заданные извне категории, такие как "консультирование" или "терапия", а потом выбрали те виды действий, которые хотели выполнять в ходе своей личной практики. И посмотрели на разницу. Получилось интересно. Можете продолжить этот список и сделать такое упражнение для себя.
Вторая часть встречи была связана с исследованием того, почему мы выбираем для обучения и для работы определенные подходы или теоретические школы. И это, кстати, еще один ответ на вопрос, заданный после вердикта птицы Додо: почему, если нет данных о превосходстве эффективности одного подхода над всеми остальными мы выбираем чаще всего один "любимый" и привязываемся к нему. Идея состоит в том, что подходы, школы, теории и практики постоянно соблазняют нас, манят, выдвигая различные обещания. Например, что мы будем эффективно помогать людям именно используя этот метод, и т.д. Мы исследовали ,каким образом нас соблазняют методы и школы, что они нам обещали и все ли было выполнено, а о чем нас никто не предупредил - какие есть подводные камни при выборе того или иного направления.
Следующая встреча пройдет в среду 27 апреля с 19 до 22 часов, но проходить она будет дома, где я принимаю клиентов. Если нужен адрес, пишите/звоните.
Следующая встреча пройдет в среду 27 апреля с 19 до 22 часов, но проходить она будет дома, где я принимаю клиентов. Если нужен адрес, пишите/звоните.