Копенгаген и Эпстон
Вернулся на этой неделе из Копенгагена, куда ездил с семьей на неделю. Поводом были семинары Дэвида Эпстона, одного из основателей нарративной терапии. Билеты были куплены давно по дешевому тарифу, но ехать мне вообще не хотелось. Состояние ума было своеобразным, скажем так, я рад что я снова в Москве и я не хочу никаких обучающих мероприятий. Хочется работать, в этом много удовольствия. Эпстон и Копенгаген привели меня в недоумение, плюс многое раздражало: переизбыток протестантских ценностей, идиотские вопросы датских коллег ("И как это жить в России?"), пресность и погода, и еще раз погода.
Жили мы в гостях у Ниса. Нис - замечательный, мы познакомились с ним на семинаре летом. Он философ, в свое время работал в доме для престарелых и в "международной амнистии". Сейчас он пишет с коллегой книгу, основу которой составят интервью с людьми, перенесшими психическое заболевание. Это очень круто, тем более, что такую штуку делают не психологи а философы и там будут интресные заходы. Еще Нис обучается философской практике, это такой особый метод консультирования, который был разработан философами. Так что если у вас есть желание получить консультацию философа, то можно это устроить. Что меня поразило, так это факт отсуствия у Ниса лишних вещей. Когда я сказал ему об этом, он объяснил мне, что тепрь, когда он живет вместе с подругой у него в квартире появилось очень много вещей а вот раньше были одни книги. Родители Ниса были в молодости коммунистами, жили в коммуне и были активистами, в том числе они могли наблюдать и участвовать в зарождении Христиании в Копенгагене. Отец Ниса играл в спектаклях политического и перформанс театра Христиании. Сейчас они оба работают врачами. Мы были у них в гостях на море. Вообще Нис поражал меня невероятными и интересными историями о себе и своей семье. Я надеюсь, что это начало хорошей дружбы.
Ну а Дэвид Эпстон - очень умный и безумно эрудированный, видно как ему нравится учить. Очень много ссылался на всяких литературоведов и Бахтина, вообще мне в какой-то момент показалось что это воркшоп для писателей, и так оно и было! Нарративная терапия перестает в исполнении Эпстона быть терапией (он цитировал одного автора, назвавшего НТ первой постпсихологической терапией) и превращается в создание и развитие хорошей истории. Я сидел и слушал его и напрягался - что происходит? И потом понял: видимо, его не интересует "помощь" клиенту, так как ей обучены психологи, - ему интресно развитие хорошей, насыщенной и захватывающей истории. И такое отношение мне кажется очень интересным - нет идеи, что клиенту следует измениться или стать здоровее или что-то еще.
Что он делает, так это берет слова клиента и создает для них богатый, насыщенный и изменяющийся новый контекст. "Мы задаем вопросы с целью видеть иначе, а не видеть больше или лучше понимать". Его вопросы ооочень длинные и подробные и поэтические, он говорит что если задать простой и короткий вопрос, то получишь простой и короткий ответ, поэтому он задает сложные и подробные вопросы и получает сложные и подробные ответы. Кстати вот еще цитата: "Если ты спрашиваешь про исключения, то ты знакомишься с исключительными людьми".