Как не надо

Неоднократно сталкивался и продолжаю сталкиваться с той позицией психотерапевтов и психологов по отношению к клиентам, которая мне кажется неприемлемой и вредной. Когда клиент видится как темный,  необразованный и недалекий. Соответственно нужно обучать, объяснять, направлять, структурировать. Я думаю, что клиенты очень умны и дальновидны и прекрасно все понимают - хоть это и житейское понимание и знание, оно менее важным от этого не становится. 
"Если могли бы справиться с проблемами сами, к нам бы не пришли". "И вообще у меня степень кандидата наук". "Они просто ничего в этом не понимают и не осознают, а потом в ходе работы начинают что-то понимать". "Я стараюсь больше одной мысли до семьи за сеанс не доносить". "Расскажите ей про такую вещь, как слияние и симбиоз". "Ей нужно вправить мозги как следует". Относиться так - это во-первых, проявлять неуважение и во вторых - быть проводником политики государства: народ - быдло. Конечно, я не святой: на этом континууме неуважения и привилегированности найдется место и для меня. Но все же: не надо так делать! 
Схожая практика используется в случае, когда терапевту надо сломать или перехитрить "сопротивление" (клиент - враг). Последнее встречается чаще у тех кто работает в формате индивидуальных консультаций, потому что ты не будешь звать всю семью, если ты так думаешь - количество врагов увеличивается!  Ну и эта военная метафора конечно превращает терапию в противостояние. Норвежский психотерапевт Том Андерсен сказал в одном интервью: "Людей нельзя изменить снаружи. Людей нельзя научить." 
Для меня важным был уход именно от практики столкновений и противостояния, ничего хорошего такого взгляд и такие интервенции не приносят. Сюда же относятся попытки "объяснить" клиентам что "происходит на самом деле" или погрузить их в специальную терминологию. Только сотрудничество и совместный поиск решений может быть полезным. Таков мой опыт.  Отказ от обучения же не означает что  никаких знаний не предоставляется, просто в первую очередь подробно исследуется знания и навыки клиентов и потом эти знания и навыки получают признание и законность.