Психологи и люди
В Москву приезжала Дарья Кутузова и организовывала серию мероприятий по нарративной практике. Мне удалось выступить на мини-конференции и не удалось попасть на семинар по этике и мировоззрению, жаль - это было важно. Вопросов больше чем ответов. Мысли появились следующего содержания: есть техники и есть связи между людьми, или сообщество. Техники - это важно но связи конечно важнее. Все очень разные (настолько, что иногда тяжело), и радует большое количество людей не связанных с психологией/психотерапией профессионально. На семинаре посвященном карте деконструкции у меня случилось озарение на тему того, почему основные потребители психологических услуг – это психологи (меня это всегда беспокоило и напрягало). Ответ очевиден, он лежит на поверхности, но он стал осязаем лишь когда участники своими высказываниях сделали его видимым.
Только человек, варящийся в “психологическом соку” соприкасается с такими мнениями, нормами и “необходимостями”, как “лучше разобраться в себе”, “стать проработанным терапевтом”, “научиться заботиться о себе”, “получить представление о работе с травмой”, “пройти основные жизненные стадии группы чтобы иметь возможность самому вести группу” и т.д., и т.д. Обучение или становление через лечение – это базовое условие принадлежности к профессии. Все эти представления и идеи начинают самовоспроизводиться в практике и мы имеем армии обучающихся, чтобы обучать. По сути, все это проявления современной власти по Фуко: нет “нехороших” людей, завлекающих клиентов в “психологические секты”, есть дискурсивные практики, которые люди не осознают, но используют постоянно.
Не-психолог не разделяет этого невидимого и огромного контекста, это – “ненадежный клиент”, потому что он не знает как “должно” или как “следует” лечиться, для него это вообще в своей основе нежелательная процедура, точнее она часто становится нежелательной после обращения к специалистам. Я на стороне тех, у кого меньше власти, т.е. знаний – я на стороне потребителя. И конечно из этого вытекает, что человек не обладающий подробным знанием контекста долго не будет ходить на терапию. Краткосрочная терапия – это не магия, это необходимость. И это правильно. Хотя наверное, хорошо, когда есть много терапий разных – одна как духовная практика, другая как средство решения проблем, третья как общение. Я в основе своей работы вижу средство решения проблем, потому что сам иду к терапевту за этим и очень не люблю когда мне пытаются продать то что мне нужно.