Коллаборативные модели работы психолога
Последнее время меня интересуют т.н. коллаборативные виды психологической помощи - то есть, основанные на сотрудничестве. Такие модели начинают все больше применяются в некоторых странах в некоммерческих и коммерческих организациях, оказывающих различные виды психологической и социальной помощи людям. В основном это касается семейного консультирования и психотерапии семей, столкнувшихся с множеством проблем, в том числе материального характера. Основаны такие модели на идеях нарративного подхода, терапии ориентированной на решение, appreciative inquery, мотивационного интервью и т.д. И в общем-то не так уж важно, как называть хорошее дело, но вот я нашел статью про collaborative assessment - "сотрудничающее исследование". Если очень просто - то это альтернатива психологическому обследованию с использованием стандартных психодиагностических методов. Меня этот подход воодушевил, потому что это именно то, что позволяет увязать ценные для меня идеи и практики с необходимостью работы в организациях и структурах, где придается важное значение процедуре психологического обследования и составлению заключений психолога. Ниже - табличка с описанием различий, автор - Bruce Chalmer.
Психологическое обследование (психодиагностика) | Исследование на основе сотрудничества | |
Цель | Диагноз/классификация | Решение проблемы |
Субъект | Человек (или система) предположительно обладающий проблемой (у человека “есть” проблема) | Проблема (или несколько проблем) беспокоящая одного или нескольких человек (т.е. проблема – это проблема) |
Методы | Стандартизованные тесты, разработанные для диагностики и измерения субъекта согласно нормам, и позволяющие выполнять административные ожидания Интервью сфокусировано на характеристиках личности испытуемого, подвергающихся оценке исследователя (эксперта) | Беседы в сотрудничающем ключе с людьми, вовлеченными в проблему, сфокусированные на том, как проблема влияет на людей и как они справляются с ней. Стандартизованные процедуры используются (если это вообще необходимо) для дополнительных описательных данных |
Результат | Заключение, содержащее диагнозы исследователя, его интерпретации и рекомендации, написанное профессиональным языком из отстраненной позиции эксперта | Решения, созданные и внедренные людьми, которых затронула проблема; конспект беседы или другие письменные документы (если они необходимы), написанные простым и понятным языком |
Критерий | “Объективная” точность | Польза для участвовавших людей |