Деконструкция в действии

А вот что происходило на последней нашей антивизорской группе. Возник вопрос о различиях между разными видами психологической практики: консультирование и психотерапия и тренинги, о критериях и степени значимости и "престижности". В обсуждении выявилось, что мы опираемся на разные критерии различения консультирования/психотерапии и тренингов/групповой психотерапии. И эти критерии зависят от контекста нашей практики.
В частности возникла идея, что значимость разных видов практики разная для клиентов и для коллег: в сообществе есть представления о том, какие виды работы более "ценны", но они скорее всего расходятся с потенциальной и реальной пользой для клиента. Достаточно спонтанно мы решили сделать следующее упражнение: вместо того, чтобы примеривать на себя и свою работу такие внешние категории как "консультирование" или "терапия", мы решили составить список разных глаголов, которые ассоциируются у каждого со своей работой. Идея была в том, чтобы перечислить разные виды активности и действий, которые несут личный смысл для каждого, ведь каждая такое действие или активность связано с вполне конкретным намерением, которые мы реализуем в работе. Я уверен, что данное упражнение может нести другие смыслы, и может оказаться кому-то полезным. Если бы нас было больше, мы бы наверное легко довели этот список до 100 пунктов, но у нас навскидку набрались следующие пункты:
  1.  защищать
  2. исследовать
  3. ориентироваться
  4. изменять
  5. поддерживать 
  6. ценить
  7. признавать
  8. влиять
  9. слушать
  10. информировать
  11. давать обратную связь
  12. спрашивать
  13. собирать (в единую картину)
  14. анализировать
  15. интерпретировать
  16. предлагать
  17. помогать
  18. сочувствовать
  19. учиться 
  20. учить
  21. хвалить
  22. воодушевлять
  23. контролировать
  24. осознавать
  25. искать
  26. называть
  27. структурировать
Дальше мы попробовали наполнить этими действиями заданные извне категории, такие как "консультирование" или "терапия", а потом выбрали те виды действий, которые хотели выполнять в ходе своей личной практики. И посмотрели на разницу. Получилось интересно. Можете продолжить этот список и сделать такое упражнение для себя.

Вторая часть встречи была связана с исследованием того,  почему мы выбираем для обучения и для работы определенные подходы или теоретические школы. И это, кстати, еще один ответ на вопрос, заданный после вердикта птицы Додо: почему, если нет данных о превосходстве эффективности одного подхода над всеми остальными мы выбираем чаще всего один "любимый" и привязываемся к нему. Идея состоит в том, что подходы, школы, теории и практики постоянно соблазняют нас, манят, выдвигая различные обещания. Например, что мы будем эффективно помогать людям именно используя этот метод, и т.д. Мы исследовали ,каким образом нас соблазняют методы и школы, что они нам обещали и все ли было выполнено, а о чем нас никто не предупредил - какие есть подводные камни при выборе того или иного направления.    

Следующая встреча пройдет в среду 27 апреля с 19 до 22 часов, но проходить она будет дома, где я принимаю клиентов. Если нужен адрес, пишите/звоните.

Комментарии