Как не надо

Неоднократно сталкивался и продолжаю сталкиваться с той позицией психотерапевтов и психологов по отношению к клиентам, которая мне кажется неприемлемой и вредной. Когда клиент видится как темный,  необразованный и недалекий. Соответственно нужно обучать, объяснять, направлять, структурировать. Я думаю, что клиенты очень умны и дальновидны и прекрасно все понимают - хоть это и житейское понимание и знание, оно менее важным от этого не становится. 
"Если могли бы справиться с проблемами сами, к нам бы не пришли". "И вообще у меня степень кандидата наук". "Они просто ничего в этом не понимают и не осознают, а потом в ходе работы начинают что-то понимать". "Я стараюсь больше одной мысли до семьи за сеанс не доносить". "Расскажите ей про такую вещь, как слияние и симбиоз". "Ей нужно вправить мозги как следует". Относиться так - это во-первых, проявлять неуважение и во вторых - быть проводником политики государства: народ - быдло. Конечно, я не святой: на этом континууме неуважения и привилегированности найдется место и для меня. Но все же: не надо так делать! 
Схожая практика используется в случае, когда терапевту надо сломать или перехитрить "сопротивление" (клиент - враг). Последнее встречается чаще у тех кто работает в формате индивидуальных консультаций, потому что ты не будешь звать всю семью, если ты так думаешь - количество врагов увеличивается!  Ну и эта военная метафора конечно превращает терапию в противостояние. Норвежский психотерапевт Том Андерсен сказал в одном интервью: "Людей нельзя изменить снаружи. Людей нельзя научить." 
Для меня важным был уход именно от практики столкновений и противостояния, ничего хорошего такого взгляд и такие интервенции не приносят. Сюда же относятся попытки "объяснить" клиентам что "происходит на самом деле" или погрузить их в специальную терминологию. Только сотрудничество и совместный поиск решений может быть полезным. Таков мой опыт.  Отказ от обучения же не означает что  никаких знаний не предоставляется, просто в первую очередь подробно исследуется знания и навыки клиентов и потом эти знания и навыки получают признание и законность.

Комментарии

  1. Про причины: Вить, помимо возможного неуважения к клиенту или желания ощутить и продемонстрировать власть/привилегированность (такая терапевтическая позиция лично у меня вызывает злость), я бы вспомнила ещё ощущение собственного бессилия или страха перед клиентом..
    Хотя клиенту едва ли так уж важны причины подобных действий.

    ОтветитьУдалить
  2. М-м-м-м.. Да, я еще хотел написать про то что есть сопутствующее убеждение что без терапии не обойтись - что клиент развалится, сойдет с ума или умрет без терапии, это кажется относится сюда же.

    ОтветитьУдалить
  3. А бессилие и страх - было такое в моем опыте и кажется я не смог тогда помочь клиентту, возможно навредил. Хотя, навреное это была более сложная палитра переживаний. Тяжелые чувства рождают желание репрессивных мер и наведения "порядка". Самый неудачный случай и самый обучающий был для меня, часто вспоминаю.

    ОтветитьУдалить
  4. Ага, тоже очень ярко помню неудачный случай..когда как раз был страх и временами злость..и получалось очень мало хорошего - точно хотелось злоупотреблять "властью", занимая более безопасную позицию. Жалею.
    Наверное, сейчас могла бы как-то по-другому..и жаль, что учиться приходится именно так.

    ОтветитьУдалить
  5. Как раз думала недавно о непереносимости..
    Ну да, скорее всего, без терапии можно выжить - клиент едва ли сойдёт с ума, развалится и умрёт - склонна верить, что он сам вполне сможет найти способ как-то обойтись с самим собой и своей жизнью в данный момент..но вот будет ли этот способ хорошим..
    Мне кажется, что иногда есть ценность именно в присутствии кого-то рядом. Пусть не для выживания, а просто для жизни)

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий