В чем отличие эффективных терапевтов?

Удивительно, как мало исследовались различия между терапевтами, в отличие от различий между школами психотерапии. Сейчас в общем уже потихонечку профессиональным сообществом в мире принимается тот факт, что исследовать нужно не различия между методами (потому что с точки зрения эффективности они незначительны), а различия между тем, как работают разные терапевты (эти различия в 6-9 раз больше различий между методами). 

Итак, чем же отличаются более эффективные терапевты от менее эффективных? А вот чем:

  • Эффективные терапевты обладают более развитыми фасилитативными межличностными навыками, такими как беглость речи, способность передавать надежду, способность убеждать, эмоциональная выразительность, теплота и принятие, эмпатия, способность к сотрудничеству, чувствительность к типу межличностной проблемы. Эти навыки не связаны с профессиональным обучением психотерапевтов (Anderson, Crowley, 2015)
  • В терапевтических  сессиях эффективные терапевты фокусируются на сильных сторонах клиента с самого начала терапии/встречи (Gassman, Grawe, 2006)
  • В терапевтических  сессиях эффективные терапевты активно ищут и получают обратную связь от клиентов, в основном негативного характера. Основная реакция более эффективных терапевтов на обратную связь - удивление, что означает открытость обратной связи (Chow, 2014)
  • Между терапевтическими сессиями эффективные терапевты проводят значительное количество времени (до 7 часов в неделю), занимаясь осмысленной практикой (deliberate practice) - в данном исследовании это различные виды деятельности в отсутствии клиента, включая обучение, анализ прошлых и планирование будущих сессий, супервизии, и др.  (Chow, Miller, 2015). При этом оказалось не важным, какой именно вид практики выбирали терапевты.
  • Эффективные терапевты более критичны к своей работе, и считают, что они сделали больше ошибок при просмотре видеозаписей своей работы (Najavitis, Strupp 1994)
  • Эффективные терапевты больше сомневаются в себе как в специалистах, и одновременно с этим хорошо относятся к себе как к человеку (Nissen-lie, Monsen 2012; Nissen-Lie, Ronnestad, 2015)
Терапевты не отличаются по уровню эффективности в зависимости от количества обучения, предпочитаемого метода, опыта, пола, возраста, количества или наличия супервизии и личной терапии. 

Комментарии

Отправить комментарий