Kids Skills - Детские навыки

Впервые я услышал про Kids Skills от Арсения Павловского, когда мы обсуждали Бена Фурмана и его книгу, Арсений упомянул что Фурман разработал краткосрочную пошаговую модель работы с детскими поведенческими проблемами. Я, честно говоря, отнесся к этому очень скептически. Мне на тот момент действительно очень понравилась его книжка, но я всегда испытывал огромное недоверие к структурированным методам и формам работы. Потом, спустя какое-то время я прочитал статью с описанием случая работы по этой методике и подумал что это, в принципе, интересно. Потом я стал задавать отдельные вопросы из первых шагов, но эффект был смешной - дети на вопрос о том, какому навыку они хотели бы научиться, говорили об игре на музыкальном инструменте, например. Потом я еще поспрашивал что-то у Арсения. Потом я сходил на семинар в Дрездене, который вел сам Бен Фурман, где он рассказывал про компьютерную версию "Детских навыков" и вообще был обаятелен и привлекателен. после этого я еще раз внимательно посмотрел описание шагов и решил попробовать. Удивлению моему не было предела, когда две семьи после первых двух встреч позвонили и сказал и о том, что есть улучшения. Это удивительно, потому что я делал все неточно и семьи взяли только то, что им нужно, фактически перестроив систему под себя. В общем, мы провели с Арсением в декабре в Перекрестке семинар про эту программу, ниже я выкладываю то, что мы раздавали на семинаре - перевод Арсения Павловского 15 шагов программы с моими добавлениями. Автор программы - Бен Фурман. Программа была разработана на пересечении ориентированной на решение терапии, нарративной терапии, когнитивно-поведенческой терапии и эриксоновского гипноза. Существуют всяческие книжки и специальные дневники на разных языках кроме русского, помогающие ребенку обучаться и участвовать.


Программа “Детские навыки” (автор - Бен Фурман)

http://www.kidsskills.org
  1. Переформулируйте проблему ребенка в умение/навык, которому ребенок может научиться. Помните, что навык это не способность НЕ ДЕЛАТЬ неправильные вещи, а способность делать что-то правильное вместо этого.
  2.  Согласуйте с ребенком то, какому навыку он будет обучаться. Дайте возможность ребенку участвовать в дискуссии по поводу того, какому навыку он должен научиться. Дети часто хорошо осознают, какой навык им нужно развить.
  3. Пусть ребенок даст навыку какое-нибудь прикольное имя. Если необходимо, помогите ребенку найти имя его навыку, или пусть он попросит сверстников помочь ему придумать подходящее имя для навыка.
  4.  Пусть ребенок самостоятельно выберет вымышленного персонажа или существо, который мог бы помочь ему обучаться навыку. Попросите его нарисовать или найти картинку такого персонажа и попросите его рассказать как он будет помогать ребенку в обучении навыку.
  5. Объясните ребенку и попросите других объяснить ему, какие выгоды и преимущества есть для ребенка и других людей в овладении этим навыком. После того как он услышит от других людей в чем выгоды от овладения навыком, попросите его рассказать какие он видит главные выгоды и преимущества в овладении данным навыком.
  6. Помогите ребенку найти несколько людей (взрослых и детей) которые смогут поддержать ребенка при обучении навыку. Поддержка ребенка означает что человек оказывающий ее (помощник), наблюдает за прогрессом и успехами ребенка, показывает восхищение успехами и может делать записи о наблюдаемых успехах и передавать их ребенку.
  7. Скажите ребенку, почему Вы уверены в том, что ребенок может успешно овладеть навыком. Попросите людей оказывающих поддержку, сделать то же самое. После того как ребенок услышит это от других, попросите его самого рассказать о том, что ему придает уверенности, что он успешно овладеет навыком.
  8. Спланируйте заранее с ребенком, как вы будете праздновать успешное обучение навыку. 
  9. Для того чтобы ребенок мог попрактиковаться в навыке, дайте возможность продемонстрировать ему вам, насколько успешно у него получается использовать необходимый навык. Поговорите с ребенком о том как человек, владеющий данным навыком, будет вести себя в различных ситуациях, и дайте ему возможность это показать в ролевых играх. Таким образом вы и ребенок сможете подумать о том, как ему можно будет упражняться на практике.
  10. Помогите ребенку заявить публично о том, что он изучает этот навык. Вы можете попросить его рассказать всем о том, что он изучает навык. Наилучшим способ распространения информации будет повесить на видное место постер (плакат) на котором будет указано имя ребенка, кто его поддерживает и какой навык он сейчас изучает. На постере также может быть рисунок персонажа/существа, а также список основных преимуществ, которые этот навык даст в жизни. Помимо постера, у ребенка также может быть дневник проекта и табличка, в которой можно отмечать прогресс обучения. Выбранные помощники могут делать отметки в дневнике и табличке относительно успешного использования навыка.
  11. Организуйте для ребенка ежедневную практику использования изучаемого навыка в повседневной жизни, давая ему возможности показать насколько он уже хорош в использовании навыка, а окружающим показать то, что они видят и ценят это. Возможно, для этого вам понадобится разработать вместе в ребенком какую-либо ролевую игру, в которой он может демонстрировать свой навык. Другая возможность - это договориться с ребенком о том, что его помощники наблюдают за его поведением и записывают те случаи, когда ребенок спонтанно использовал навык.
  12. Проще учиться навыкам, чем бороться с проблемами, но все же это не так просто. Поэтому важно обсудить с ребенком, что нужно делать если он иногда будет забывать навык, которому он обучается и вести себя так, как он учится не делать. Наилучший способ подготовиться к таким ситуациям - это чтобы ребенок сказал тем, кто его поддерживает в обучении, как бы он хотел, чтобы они напоминали ему о навыке или помогали ему.
  13. Когда придет время праздновать, ребенок публично награждается за то, что он обучился навыку или добился значительных успехов в обучении. На этой стадии спросите ребенка, как другие люди помогли ему научиться навыку и попросите ребенка рассказать вам, чем именно каждый из помощников помог ему. Помогите ребенку найти способы рассказать об этом и поблагодарить тех, кто его поддерживал.
  14. Предложите ребенку научить этому навыку другого ребенка, которому это нужно.
  15. Обсудите, какой навык ребенок хотел бы изучать дальше.

И раз уж я выложил "Детские навыки", добавлю еще одну ссылку на материал, который также был разработан при участии Бена Фурмана. На семинаре были вопросы про то, что делать, если ребенок выберет "плохой", антисоциальный навык и захочет ему обучаться. Так вот, специально  для такого рода проблем, как девиантное и антисоциальное поведение, финскими коллегами была разработана программа "ступени ответственности", опирающаяся на идеи Клу Маданес, Алана Дженкинса (того самого наративного практика, работающего с домашним насилием, об идеях которого развернулась дискуссия на семинаре Арта Фишера) и Вильгельма Глассера ("терапия реальностью"). Методика очень спорная, я сам подробно не читал, на практике не использовал, ничего про нее не знаю. Но яндекс нашел перевод на русский этой работы с описанием основных принципов. Вот здесь, запакован в архив. Чего только не найдешь в интернете!

Комментарии

  1. Витя, эти принципы - точное описание работы Майкла Уайта с детьми, начиная с 1983-го года точно. Вот просто никаких различий нет, говорю как архивист, насмотревшийся видеозаписей.

    ОтветитьУдалить
  2. Дарья, это забавно, значит разные люди пришли к одному. Ведь вряд ли Фурман так подробно изучал работу Уайта.

    ОтветитьУдалить
  3. Подробно не изучал, но это все в статьях 1986-1989 гг., которые в то время были классикой (и на некоторые из них, насколько я понимаю, Фурман ссылается в своей совместной с Ахолой книжке). Но действительно, если руководствоваться сходной этикой, логично, что приходишь к одной технологии.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий