"Психолог не дает советов..."

Существует устойчивое мнение о том, что психологи не дают советов. Это знают клиенты, об этом говорят сами психологи и психотерапевты. Так ли это? 
Интересно поразмышлять, откуда взялась такая идея, тем более, что сами клиенты часто называют советы в числе того, что было для них наиболее полезным в терапии (Bohart, Tallman, 2010). В одном небольшом исследовании это был наиболее полезный фактор, который чаще всего называли сами клиенты (Murphy, Cramer, Lillie, 1984). При этом клиенты очень редко упоминают в таких исследованиях какую-либо технику, которую использовал терапевт.
Получается, что есть большой разрыв между тем как понимают роль советов в психотерапии клиенты и терапевты. Почему психологи не хотят давать советы? Думаю, что это все из-за комплексов 😉. Они хотят помогать людям и влиять на них позитивным образом, но не хотят быть слишком влиятельными и боятся взять слишком много ответственности.
Думаю, чего не стоит делать, так это давать клиенту совет, если он его не просил.  Так делать не надо, потому что это неуважительно и непрофессионально.  Но если клиент просит совет, то следующим шагом необходимо прояснить, что он понимает под советом. В моей практике эти ситуации можно грубо разделить на следующие:
  • Клиент хочет  понять, как ему действовать в ситуации, когда у него мало опыта. Часто об этом спрашивают подростки или молодые люди. Например, они могут спрашивать про общение с противоположным полом, про секс, про трудоустройство и т.д. Фактически, они спрашивают про информацию. Мне кажется, важно такую информацию дать, но указать, где еще можно найти другие ответы или советы. То есть, объяснить что это - не истина в последней инстанции. 
  • Клиент просит технологию, например, родитель спрашивает, как вести себя с ребенком, если у того есть проблемы с вниманием и усидчивостью, или страхи. Обычно родители в таких ситуациях уже пробовали разные стратегии и они были не слишком эффективны. В таких ситуациях, на мой взгляд, важно рассказать про такую технологию и помочь ее испробовать, если клиентам она кажется разумной.
  • Клиент просит поддержки. То есть он знает, какое решение проблемы или сложной ситуации он хотел бы выбрать, но ему нужна поддержка специалиста, ободрение или воодушевление. Это означает, что терапевту важно не спешить, и узнать, есть ли предпочитаемое решение у клиента. Частным случаем является ситуация, когда клиент принял определенное решение, но хочет понять, "нормальное" ли это решение. На самом деле, такая ситуация требует скорее терапевтической работы по приданию внутренней силы (empowerment), чем просто совета. 
Наконец, то, чего так боятся все психологи (а может, и не боятся): ситуация, в которой клиент просит совета в принятии жизненно важного решения. Честно говоря, я смог вспомнить только один такой случай, да и то в комбинации с просьбой о поддержке - в целом клиент знал, какой выбор он предпочтет в будущем. В моей практике такие запросы очень редки. Существует ряд технологий, позволяющих помочь клиенту в такой ситуации принять решение или снизить значимость такого решения. 
Наверняка есть еще много ситуаций, в которых клиент говорит о том, что ему было бы важно получить совет. В кадом случае нужно достаточно подробно разбираться, что именно он имеет в виду. Так что советы - совсем не страшная вещь в психотерапии.

Комментарии