Птица Додо не может это видеть (эффект лояльности)

Я летом начал читать сыну "Алису в стране чудес", и наткнулся там на отличную иллюстрацию птицы Додо:

То ли она отвернулась, чтобы не видеть кто выиграл, то ли как бы намекает: "Я не могу видеть эти глупости.."

Я давно уже писал про вердикт птицы Додо. Напомню, он заключается в том, что на настоящий момент нет данных, подтверждающих превосходство (в смысле эффективности) какого-либо одного вида психотерапии над остальными. Все победили.

Многим такой вердикт не нравится, и его пытаются опровергнуть. Интересно, что более "старые" виды терапии, такие как психоаналитическая, гештальт, клиент-центрированная, в общем, скорее молчат - исследований мало, поезд ушел, и вообще. 

А вот "новые" методы весьма амбициозны в смысле исследований эффективности. Это такие терапии, как КБТ/CBT, EMDR/ДПДГ, EFT/ЭФТ, SFBT/ОРКТ. И действительно, часто в представленных результатах исследований они показывают превосходство по отношению к "группам сравнения" (это как "обычные" стиральные порошки в рекламе).

Но есть такая такая интересная штука в исследованиях, как эффект лояльности (allegiance). Это давно описанный феномен, выражающийся в том, что экспериментаторы могут быть лучше обучены методу, превосходство которого они хотят доказать, рассматривать его как лучший, и негласным образом передавать такие установки клиентам. Короче говоря, очень сложно найти психотерапевтов, нейтрально относящихся к методу, который они практикуют. 

Когда мета-аналитические обзоры и исследования подвергаются специальной коррекции с целью устранить эффект лояльности (для этого есть специально разработанные статистические процедуры), оказываются, что различия исчезают или становятся статистически не значимы.


"— На что мне безумцы? — сказала Алиса.
— Ничего не поделаешь, — возразил Кот. — Все мы здесь не
в своём уме — и ты, и я.
— Откуда вы знаете, что я не в своём уме? — спросила Алиса.
— Конечно, не в своём, — ответил Кот. — Иначе как бы ты здесь оказалась?"

Комментарии