Осмысленная практика психотерапевта

Скотт Миллер недавно поделился своим выступлением на конференции "Эволюция психотерапии" 2013 (та самая серия конференций, одну из которых издал на русском "Класс"). Вот его выступление на английском языке:


Скотт Миллер очень сильно влияет на меня. Некоторые из его идей и инструментов я подробно излагал здесь и здесь.  
В этом выступлении Скотт в принципе говорит то же, что и всегда, но добавляет пару очень интересных штрихов и фактов. В частности, он ссылается на совсем новое исследование "супертерапевтов"(меня беспокоит это слово, но пусть), находящееся в процессе публикации. Итак, барабанная дробь: самые эффективные терапевты проводят в 14 раз больше времени, чем наименее эффективные (7 часов в неделю против 0.5 часов на графике в докладе Миллера, временная отметка 28:50) занимаясь осмысленной практикой вне работы с клиентами. Это очень важный момент, осмысленная практика - это попытка улучшить результаты своей деятельности в какой-то определенной измеримой области. Для терапевтов это может быть анализ своих случаев, подготовка к будущим сессиям и планирование (на этом Миллер делает особый акцент) и много чего еще. Вопрос чего именно еще пока что скорее остается открытым, видимо в цитированном исследовании этому будет уделено особое внимание. 
Сразу появляется вопрос, является ли супервизия такого рода осмысленной практикой. Я не знаю. Но я знаю, что нет научного подтверждения тому факту, что супервизия увеличивает эффективность работы терапевта. (Кстати, у меня новый очень крутой супервизор и он тоже подтвердил эти данные ☺). 
В любом случае, это интересные данные -  и в их свете размышления о спонтанности терапевта и о том, что терапия - это искусство, предстают совсем в другом виде. Вывод простой - готовьтесь к сессиям! (Кстати, именно это сказал мне один клиент). Миллер настаивает на том, что самые эффективные терапевты делают себя эффективными между сессиями, а не в самой практике.
Уже на второй конференции он ссылается на видеозапись беседы с одним из таких "супертерапевтов" (ужасно хочется посмотреть!) и говорит очень интересную вещь: если спросить ее "как вы работаете с депрессивными расстройствами (/травмой/психозом/..)?" то для нее такой вопрос не будет иметь смыла. Она спросит в ответ: "Кто этот клиент? Где он живет? Сколько ему лет?" и т.д. А сколько времени тратится в сообществе на такие разговоры? Я скажу - много. И все впустую в конечном счете. 
Миллер часто говорит, что он отсмотрел много-много часов видеозаписей работы таких эффективных терапевтов (не мэтров, а просто самых эффективных терапевтов-сотрудников разных консультативных центров в США). И ему все время казалось, что это - шлак (в оригинале он использует слово shit). Тут он добавляет еще одну на его взгляд характеристику таких терапевтов - disorganised, как будто их сессии не организованы и не структурированы должным образом. Он не углубляется в эту тему, но у меня есть ответ на это. Дело в том, что конечно же эффективные терапевты знают, куда они хотят попасть с клиентом. Конечно, же у них есть своя структура встречи. Но эта структура не имеет ничего общего с тем, чему учат на семинарах и курсах.  Поэтому распознать ее снаружи так сложно.

Комментарии